Сайт РПСЦ

Сайт КАЗАНСКО-ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ   

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2015 » Декабрь » 5 » Старообрядцы Глазовского уезда Вятской Губернии курьинской стороны
22:40
Старообрядцы Глазовского уезда Вятской Губернии курьинской стороны

Церковные  реформы, проведенные в ХVII в. и неуклонные преследования за религиозное инакомыслие привели к тому, что в конце XVII - первой половине XVIIIвв. староверы центральной России уходили в глухие, малодоступные места, в том числе  по рекам  Вятке, Каме и их притокам. Основу же старообрядчества в Вятском крае составила та часть местного православного населения, которое, пользуясь труднодоступностью своих посе­лений, не приняло церковных реформ, отошло от церковной жизни и превратилось в результате в старо­обрядцев.

Центрами поповства в Глазовском уезде были волости: Афанасьевская, Леденцовская, Васильевская, Омутнинская, Парезская, Сардыкская, Святогорская, Унинская, Юмская.  Наибольшее число старообрядцев проживало в приходах Омутнинский, Зюздино-Христовоздвиженский, Афанасьевский, Воскресенский, Курьинский, Валамазский, Утинский.  Старообрядцы белокриницкого  согласия Глазовского уезда проживали в таких деревнях, как Антоновской, Барабаны, Большой  Полом,  Большое Лукошино, Большое Мухино, Ботаниха, Бухма, Валамаз, Каркалай, Колбенки, Костоломах, Котляки, Курья, Лялино, Малый Полом, Мосята, Мосинцы, Новоселы, Осипинцы,  Погудино, Подгорновской, Прозван, Пуга, Раменцы, Рябиновцы, Самушонки, Слаповской, Сычи, Тарасенки, Шаши, Юдино и др.  Василий Иванович Тукмачев, священник с. Курьи, в отчете за 1860 год перечисляет ещё старообрядческие деревни и  починки: Липовый мыс, Пихтовый мыс, Ореховый мыс,  Пастуховская,  Толоконовская,  На березовом ключе, Под речкой Чакшурской, Сверх Ути речки. Вышеперечисленные деревни в дальнейшем называем как деревни курьинской стороны.[примечание автора]

Наиболее часто встречающиеся в курьинской стороне старообрядческие фамилии: Брыляковы, Гребенкины, Жуйковы, Исуповы, Климовы, Ключеровы, Копысовы, Котляковы, Кудрявцевы, Лялины, Малышевы, Машканцевы, Микрюковы, Мясниковы, Неустроевы, Нелюбины, Овечкины, Ожмеговы, Пермяковы, Пряженниковы,  Русских, Саламатовы, Семеновых, Судневы, Тарасовы, Фадеевы, Феофилактовы, Фетисовы,  Фефиловы, Хлебниковы,  Шашовы, Шуклины, Шутовы,  Юрловы, Ясаковы.[1] 

Анализируя  миссионерские отчеты по приходам, опубликованным в  Вятских епархиальных ведомостях  за 1873 год, выявлено, что    в Глазовском уезде проживало старообрядцев-поповцев – 6888 чел. (без старообрядцев Омутнинской, Афанасьевской волостей, т.е это старообрядцы курьинской стороны )[2].

Первые старообрядческие поселения старообрядцев-поповцев в Глазовском уезде на территории современной Удмуртии в Красногорском и Юкаменском районах возникают во второй половине XVIII века. Большинство старообрядческих деревень в курьинской стороне  попадают под перепись 4 ревизских сказок 1782 года. Переселяются они со стороны сел Уни и Уть Кировской области. По моему мнению, активное переселению способствало открытие в с Уни (1762 год) и с. Уть (1774 год)  православных храмов.

Часть переселившихся старообрядцев в графе о времени присоединения к старообрядчеству указывали: «с давних времен», «с незапамятных времен», «издревле», вместе с тем указываются годы между 1794 по 1820 годами. [3] Однако годы между 1794 по 1820 годами следует рассматривать как время, когда старообрядцы впервые записались таковыми, до этого они чаще записывали себя православными, считая унизительным причислять себя к   расколу и пытаясь оградиться от репрессий.

До выхода в 1905 году «Манифеста о веротерпимости» старообрядцам разрешено было хоронить умерших только на Курьинском кладбише, после 1905 года были  основаны старообрядческие кладбища - Курьинское, Котляковское, Тарасенское, Заимское, Поломское, Барабановское.

Первые упоминания о старообрядческих церквях находим  в конце XIX начале ХХ веков, в основном они все являлись не разрешенные правительством, поэтому регулярно разрушаются, а священники подвергаются тюремным заключениям и гонениям. Старообрядческие моленные на рубеже ХХ века были расположены в частных крестьянских домах в д. Костоломах (священник – Тимофей Тимофеевич Гребенкин/с 1870г.), в д. Заиской (священник – Федор Григорьевич Фефилов), в д. Новосельской (священник – Кондрат Саввинович Феофилактов), д. Слаповской, д. Антоновской. Только одна церковь в  д. Подгорновской (священник –Лука Константинович Неуструев) была разрешена правительством.[4]

Первые старообрядческие церкви поповцев белокриницкого согласия в Глазовском уезде курьинской стороне были построены в д. Каркалай и д.Тарасенки. В деревне Тарасенской упоминается священник Стефан Карпович Чернышов (1888г.), моленная которого неоднократно разрушалась, а он подвергался тюремному заключению[5]; священники  И.Ч. и С.Ч [скорее всего это Иван и Стефан  Чернышовы – Ш.В.][6].

 В деревне Тарасенской упоминается священник Стефан Карпович Чернышов (1888г.), моленная которого неоднократно разрушалась, а он подвергался тюремному заключению[1]; священники  И.Ч. и С.Ч [скорее всего это Иван и Стефан  Чернышовы – Ш.В.][2].

В начале ХХ века был построен деревянный храм, обшитый тесом 15,5 метров длиной и 7 метров шириной. На четырех столбах была сделана звонница с 5-ю колоколами. Самый большой медный колокол весил 196,5 кг и самый маленький 4,5 кг. Храм был не богатый: 36 деревянных икон, иконостас простой работы, 5 медных подсвечников, 11 богослужебных книг.[3] В церковь ходили из деревень Погудино, Ботанихи, Мосят, Самушонок.

Уже после Октябрьских событий, в  1922 году в д. Тарасенки из г. Нолинска приехал  священник Иван Поликарпович Вологжанин. Ему помогал псаломщик Чернышов Георгий Трифонович. Председателем общины был Ключеров Михей Афанасьевич из д. Самушонки.О. Иоанн служил в тарасенской церкви до конца 20-х годов ХХ века (точнее пока выяснить не удалось).

Вологжанин Иван Поликарпович[4] родился в д. Еловщина Вятской губернии 7 января 1886, рукоположен в сан священника 8 февраля 1922 года и был направлен служить в д. Тарасенки Глазовского уезда. Отец Иоанн активно занимался обучением детей грамоте, учил местное население основам ведения земледелия, закупал новые сорта зерновых культур. Когда в конце 20-х годов выгорела почти треть деревни, он помогал в строительстве новых домов, собирал средства для помощи пострадавшим.

В начале 30-х годов ХХ века И.П. Вологжанин (по другим документам Волегжанин) был сослан с женой и детьми на поселение на север в Архангельскую область п. Коноша.. У Ивана Поликарповича было два сына Василий и Данил и дочь Мария. Один из сыновей погиб на войне Великой отечественной, другой умер от тифа.  В живых после ссылки осталась одна дочь, которая жила в Гомелевской области. После войны примерно в 1948-1949 годах о. Иоанн приезжал в д. Тарасенки и тайно крестил детей.[5] В 1949 году его определили настоятелем храма в г. Гомеле, а 29 июня 1956 г. он принимает иночество под именем Иринарх и его назначили епископом Киевским, Винницким и Одесским. Епископ Иринарх умер 19 октября 1973 года

Первое упоминание о Каркалайской церкви находим в «Вятских епархиальных ведомостях» за 1901 г.[9] священником в ней был Климент Иванович Пряженников, который проживал в д. Юдинской.[10] Последний священник Иван Степанович Русских умер в начале 1960-х годов. Он был репрессирован в начале 30-х годов,  во время войны работал в труд. армии в п.Валамаз.   После войны вернулся с семьей  в Каркалай. Своего дома у него  не было, с семьей жил на квартире, работал в колхозе. Крестил детей и принимал на исповедь тайно. Молиться собирались  по частным домам в основном по большим праздникам и на поминки. Окна занавешивали, чтобы с улицы не было  видно. Вспоминает жительница д. Каркалай  Берестова Таисия Андреевна: «Отец Иван был высокий, худощавый, идет по деревне, у каждого дома остановится, посмотрит как живут. Много помогал деревенским, особенно строится, на каждую «помочь» ходил.»[11]  Умер  о. Иоанн в начале 60-х годов ХХв..

В деревне Заимки  в 1919 году священником был о.Потап (Фефилов).[12] В архиве г. Глазова имеется опись имущества Заимской церкви. Последний священник в д.Заимки отец Фома (Исупов Фома Сергеевич), в 1932 году  был осужден и сослан на поселение, назад  не вернулся[13]. По воспоминаниям, он содержался в тюрьме в с. Юкаменское, о дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

Последние воспоминания о Котляковском священнике о. Павле (Котляков)  относятся к концу 20-х годов ХХ века. Скрываясь от преследований советской власти, он  уехал в г.Воткинск, где и вскоре умер.[14] По воспоминаниям свидетелей, когда пришли власти его арестовывать,  он уже мертвый лежал на лавке.

Сохранились ещё воспоминания о лялинскомий священнике Шумихине Григорий Ивановиче, 1875 года рождения, который неизвестно откуда пришел в д. Лялино и здесь жил до смерти. Умер, примерно, в 50-е годы ХХ века. Похоронен на Котляковском кладбище[15].  

Все старообрядческие церкви   в течение 1932-1934 годов были закрыты и переданы под школы, детские ясли и детские площадки.[16]

В настоящее время старообрядческих деревень практически в курьинской стороне не осталось. Небольшая община старообрядцев РПСЦ находится в д. Курья Красногорского района Удмуртии.

 


[1] ЦГА УР ф.97, оп.1, д.1

[2] ВЕВ. 1873.Отдел духовной литературы, с.257

[3] ЦГА УР ф.97 оп.1 д.1

[4] ГАКО ф.237, оп.222, д.178

[5] ВЕВ.1888. с.292

[6] ВЕВ,1902. с.432

[7] Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1846 - 2002

[8] По воспоминаниям Фефиловой Евдокии Елизаровны

[9] ЦГА УР ф.31, оп.1,д2

[10] ГАКО ф.237, оп.222, д.178

[11] По воспоминаниям Берестовой Таисии Андреевны

[12] Глазовский городской архив. Ф. 363 оп.1 д.6 Материалы о закрытии церкви в д. Заимки.

[13] По воспоминания Феофилактовой Марии Григорьевны

[14]По воспоминаниям  Судневой  Киликеи Фомеевны

[15] По воспоминаниям Фефилактовой Евдокии Никоновны

[16] Глазовский городской архив. Ф.363 оп.1 д.119

Шудегова В.С.

 
Просмотров: 3573 | Добавил: Schudon | Теги: поморцы, север Удмуртии, кержаки, староверы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz