Сайт РПСЦ

Сайт КАЗАНСКО-ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ   

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ижевск

 

Из истории Покровской общины г. Ижевска

В числе первых поселенцев города Ижевска были именно старообрядцы. Из Сибири, Пермской губернии и из Уржумского уезда Вятской губернии сюда были откомандированы рекруты для работы на Ижевском железоделательном заводе (завод был построен в 1760 г. и принадлежал графу П.И. Шувалову). Многие из них стали мастеровыми и постоянно находились при заводе.

Несмотря на запреты властей, в поселке Ижевского завода в сороковые годы XIX века, была открыта старообрядческая моленная. Ее открытие, вероятно, было во многом следствием так долго ожидаемого обретения полноты трехчинной иерархии (в 1846 г.). Первым старообрядческим священником при Ижевском заводе стал Аристарх Рябов. Он был арестован и умер в тюрьме в 1853 году.

16 марта 1907 года община была официально зарегистрирована (данные журнала «Церковь»).

В 1909 году взамен моленной начинается строительство церкви. Всего за год церковь была построена и 5 сентября освящена во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Находилась она на одной из центральных улиц села Ижева (так назывался Ижевск до революции).

Автором проекта церкви, в традиционном для старообрядческих храмов шатровом стиле, выступил архитектор И.А. Чарушин (архитектор Вятской губернии). Средства на ее строительство жертвовались рабочими Ижевского завода. Немалую часть денег внесли семейства купцов-старообрядцев Оглоблиных и Порсевых.

В 1920-1930-е годы верующие начали подвергаться притеснениям. В 30-е годы отец Кирил (Вдовин) был внезапно арестован и сослан в лагеря, а в 1942 году расстрелян в Карагандинской тюрьме. Не пощадили в З0-е годы недавно отстроенный Покровский храм. В апреле 1935 года он был закрыт, а в 1936 году — снесен.

Возрождение общины произошло в послевоенное время. Один из верующих пожертвовал свой дом, который был перестроен под церковь.

14 октября 1991 года в Ижевске состоялось освящение места строительства новой старообрядческой церкви по проекту архитектора-старообрядца Александра Петро­вича Долнакова. Сложные экономические условия тех лет не вызвали у верующих уныния, а в который раз еще более их сплотили.

Усердием прихожан и настоятеля о. Димитрия Шмакова к 1998 году церковь была достроена. Краснокирпичный храм по архитектурным формам напоминал тот, который был разрушен, вмещал до 1000 молящихся и являлся на тот момент самым крупным из всех старообрядческих храмов, возведенных в России после 1917 года. 16 мая митрополит Алимпий совершил чин его освящения. Престол, так же как и раньше, был освящен во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

Во время крестного хода, когда после водоосвящения молящиеся вышли из храма с хоругвями и иконами, в небе над крестами куполов сияла радуга. Образ радуги со временем воплотился в названии выпускаемого общиной периодического издания. Первый номер газеты «Радуга» вышел в 2009 году.

Ежегодно 16 мая в память освящения храма в Ижевском приходе проходит праздничное богослужение. Еще одна особая для общины дата — 14 октября, на престольный праздник в Ижевск также собираются гости из других приходов.

В 2007 году Покровская старообрядческая община отметила 100-летие со времени своей официальной регистрации.

 

Ижевск. Покровская старообрядческая церковь.
 


Храм Покрова Пресвятыя Богородицы
г. Ижевск, Удмуртская республика, ул. 10 лет Октября, д.36




Долгие годы у старообрядцев не было постоянной церкви, в начале 20 века они собирались на богослужения- в моленной, в доме торговца И.З. Леушина на улице Куренной (ныне ул. Красная).Когда царским указом 1905 г. старообрядчество получило официальное признание, встал вопрос о строительстве настоящего большого храма.

17 мая 1909 г. Начало крестного хода к месту закладки старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, от старой моленной.


В это время ,в Ижевске, заканчивалось строительство- никонианского Михайловского собора, в течение нескольких лет на его сооружение у работников завода (как обычно у всех подряд, без разбору) вычитали из заработной платы 1%. Рабочие и мастера старообрядцы направили исполняющему делами начальника заводов полковнику Савостьянову приговор (прошение), которое подписали 43 человека:
ПРИГОВОР1
Мы, нижеподписавшиеся, рабочие старообрядческого вероисповедания Ижевских Оружейного и Сталеделательного заводов постановили, что взыскиваемая с нас сумма в количестве 1% с каждого заработанного рубля на храм во имя Михаила Архангела не вычиталась бы на таковой храм, а взыскивалась бы на вновь проектирующийся наш старообрядческий храм и деньги, взыскиваемые с нас доверяли получать рабочему Михаилу Иосифовичу Смоленцеву.

Илья Богатырев, Владимир Биянов, Тарас Дитятин, Егор Мерзляков ,Михаил Смоленцев , Степан Ожегов, Александр Гуляев , Федор Баталов, Василий Андреев. Ялунин,Осип Смоленцев, Николай Колчин ,Парамон Тарасов, Константин Кручинин, Тимофей Шишкин, Порфирий Колчин,  Семен Жаравин, Иван Локосов ,Поликарп Мерзляков, Иван Рябов, Петр Локосов, Димитрий Шутов, Захар Поносов, Семен Мерзляков , Абрам Матюшкин, Петр Чудиновских, Павел Ялунин, Никита Тимофеев, Николай Колчин, Иван Трифонов , Павел Баталов, Василий Ст. Локосов, Аверкий Чумаков,  Константин Ялунин, Василий Куракин, Марко ? Сысой Тимофеев, Андрей Иванов, Демиян Останин, Александр Щербаков, Петр Боталов, Александр Мерзляков,  Иван Щербаков,Матвей Смоленцев.

Начальник Ижевского оружейного и сталеделательного заводов генерал-майор Савостьянов согласился с просьбой старообрядцев и дал указание помощнику начальника заводов издать соответствующее распоряжение, а «…удержание же денег с значащихся в упомянутом списке рабочих в пользу Михайловского храма прекратить теперь же».


Старший мастер ствольной мастерской Никита Лазаревич Тимофеев


Начался сбор средства на строительство церкви рабочими Ижевского завода. Немалую часть денег внесли семейства купцов-старообрядцев Оглоблиных и Порсевых.

Оглоблин Николай Георгиевич, с женой и сыном.


В 1909 году начинается строительство и всего за год церковь была построена и 5 сентября освящена во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Находилась она на одной из центральных улиц села Ижева (так назывался Ижевск до революции).Автором проекта церкви, в традиционном для старообрядческих храмов шатровом стиле, выступил архитектор И.А. Чарушин (архитектор Вятской губернии).

17 мая1909 г. Крестный ход по улице Куренной к месту закладки старообрядческого храма.


17 мая 1909 г. движение Крестнго хода по улице Троицкой.


17 мая1909 г. Закладка старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Троицкой.


6 июня 1910 года. Поднятие креста.





Ижевск. Крестный ход на Пасху.




В 1920-1930-е годы верующие начали подвергаться притеснениям. В 30-е годы о.Кирил (Вдовин) был внезапно арестован и сослан в лагеря, а в 1942 году расстрелян в Карагандинской тюрьме.
Пострадали и купцы меценаты, у Оглоблиных первой жертвой был Николай Георгиевич, убитый вместе с сыном. Расстреляли мужа Марии - Ефима Ильича Черемных. У старшей дочери - Евдокии Георгиевны - расстреляли мужа и двоих сыновей. Только, одному сыны- Василию Георгиевичу выпал счастливый жребий. Ночью, когда к Оглоблиным пришли чекисты, Василий успел спрятаться в стог сена, стоящий во дворе. Василий Георгиевич вместе с женой, бежали с Колчаком и осели в Харбине. В 1920 г. семья эмигрировала в Америку, обосновались в штате Калифорния в г.Павло-Альто.

Православное старообрядческое духовенство Удмуртии в начале 1920 гг.


7 марта1935 г. собралась комиссия в составе председателя Жилкоопа «Металлист» Батаногова, начальника стройконторы Янченко, главного инженера Удмуртстроя Короткова, техника Жилкоопа Дмитриева. Осмотрев площадку под строительство, комиссия составила акт и предложила снести церковь, поскольку она
«…своим фасадом на Советскую улицу отстоит от торцовой стены 56-ти квартирного дома на расстоянии1 м, что является недопустимым, т.к. разрыв должен быть не менее 5-ти метров, а также потому, что по условиям производств работ на данной площадке, часть церковного участка должна быть отведена для организации проезда, без которого невозможно нормальной организации внутриучасткового транспорта.
Учитывая также, что торцовый фасад 56-ти квартирного дома выходит на восток, что вызывает необходимость дать освещение квартир, расположенных в торцовой части с выходящими окнами на север, с восточной стороны; в силу этого разрыв между 56-ти квартирным домом и церковью должен быть не менее высоты церкви.
На основании вышеизложенного комиссия считает невозможным дальнейшее функционирование церкви и обращает внимание Горсовета на необходимость закрытия и разборки церкви до начала строительства 56-ти квартирного дома».


Покровский храм перед сносом.


Ето же место в 2002 году. Кстати, ни одного окна, на восточной стороне дома никогда не было (см. фотографию).


Возрождение общины произошло в послевоенное время. Один из верующих пожертвовал свой дом, который был перестроен под церковь.
14 октября 1991 года в Ижевске состоялось освящение места строительства новой старообрядческой церкви по проекту архитектора-старообрядца Александра Петро­вича Долнакова. Сложные экономические условия тех лет не вызвали у верующих уныния, а в который раз еще более их сплотили.
Усердием прихожан и настоятеля о. Димитрия Шмакова к 1998 году церковь была достроена. Краснокирпичный храм по архитектурным формам напоминал тот, который был разрушен, вмещал до 1000 молящихся и являлся на тот момент самым крупным из всех старообрядческих храмов, возведенных в России после 1917 года. 16 мая митрополит Алимпий совершил чин его освящения. Престол, так же как и раньше, был освящен во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.




Использованы некоторые фотографии из личного архива- Ивана Александровича Щербакова, материалы Журнала «Церковь», 1913 г., №5., материалы сайта РПСЦ http://rpsc.ru/history/mesta-staroverskie/izhevsk
 

О ПЕРВОМ СТАРООБРЯДЧЕСКОМ ХРАМЕ В ИЖЕВСКОМ ЗАВОДЕ

Статья в сокращенном виде опубликована в журнале «Радуга», 2009, №№8 и 9

Старообрядчество представляет собой совокупность религиозных групп и церквей в  России, не признавших церковной реформы 1653-56 гг. патриарха Никона (1605-1681). Этот раскол считают самым большим по своим последствиям событием XVII века и величайшей трагедией в истории многострадальной России.

Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия, возникшие при исправлении церковных обрядов и книг. Греческие

подлинники, с которых делались переводы на русский язык, были написаны в разное время и не были абсолютно одинаковы. При переводах и переписывании книг дополнительно вносились изменения и искажения. Царь поддерживал исправления церковных книг и обрядов Никона, так как усиление централизации церковного управления соответствовало интересам абсолютной власти царя. Но когда Никон стал сравнивать власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет, и вмешиваться в светские дела,  он впал в немилость. В1666 г. Собор лишил Никона патриаршего сана, но утвердил его нововведения. С этого Собора русская церковь делится на православную господствующую и православную старообрядческую, которая отвергает реформы Никона. Официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли приверженцев реформ «никонианами».

После Собора 1666 г. на старообрядцев обрушились гонения, продолжавшиеся 240 лет. Тысячи людей были вынуждены бежать на окраины России. К 1917 году в России насчитывалось 20 млн. старообрядцев, что составляло 15 % населения империи.

В Ижевском заводе, как назывался Ижевск на протяжении более 160 лет, старообрядцы жили с момента основания завода, и здесь не было таких гонений, как в центральной части России, но, например, А. Рябов, провозгласивший себя священником, был посажен в тюрьму.

Среди старообрядцев было много известных и уважаемых людей: купцы Порсевы, Оглоблины, семьи Агапитовых, Щербаковых, Тимофеевых, Ялуниных,  Жаравиных, Локосовых, Пикулевых, Смоленцевых и другие. Многие были почетными гражданами города, награждены медалями за многолетний труд на заводе.

Долгие годы у старообрядцев не было постоянной церкви, в начале 20 века они собирались на богослужения в доме торговца И.З. Леушина на улице Куренной (ныне ул. Красная).

Когда царским указом 1905 г. старообрядчество получило официальное признание, встал вопрос о строительстве настоящего большого храма.

В это время заканчивалось строительство Михайловского собора, и в течение нескольких лет на его сооружение у работников завода вычитали из заработной платы 1%. Рабочие и мастера старообрядцы направили исполняющему делами начальника заводов полковнику Савостьянову приговор (прошение), которое подписали 43 человека. Ниже приводится текст этого прошения.

ПРИГОВОР1

Мы, нижеподписавшиеся, рабочие старообрядческого вероисповедания Ижевских Оружейного и Сталеделательного заводов постановили, что взыскиваемая с нас сумма в количестве 1% с каждого заработанного рубля на храм во имя Михаила Архангела не вычиталась бы на таковой храм, а взыскивалась бы на вновь проектирующийся наш старообрядческий храм и деньги, взыскиваемые с нас доверяли получать рабочему Михаилу Иосифовичу Смоленцеву.

Илья Богатырев

Владимир Биянов

Тарас Дитятин

Егор Мерзляков

Михаил Смоленцев

Степан ожегов

Александр Гуляев

Федор Баталов

Василий Андреев. Ялунин

Осип Смоленцев

Николай Колчин

Парамон Тарасов

Константин Кручинин

Тимофей Шишкин

Порфирий Колчин

Семен Жаравин

Иван Локосов

Поликарп Мерзляков

Иван Рябов

Петр Локосов

Димитрий Шутов

Захар Поносов

Семен Мерзляков

Абрам Матюшкин

Петр Чудиновских

Павел Ялунин

Никита Тимофеев

Николай Колчин

Иван Трифонов

Павел Баталов

Василий Ст. Локосов

Аверкий Чумаков

Константин Ялунин

Василий Куракин

Марко ?

Сысой Тимофеев

Андрей Иванов

Демиян Останин

Александр Щербаков

Петр Боталов

Александр Мерзляков

Иван Щербаков

Матвей Смоленцев

 

 

Начальник Ижевского оружейного и сталеделательного заводов генерал-майор Савостьянов согласился с просьбой старообрядцев и дал указание помощнику начальника заводов издать соответствующее распоряжение, а «…удержание же денег с значащихся в упомянутом списке рабочих в пользу Михайловского храма прекратить теперь же».2

В выпущенном распоряжении правителя канцелярии Тарасьева за № 37 от 28 июня 1908 г. говорилось, «… что за время с первой половины 1907 года по первую половину сего года …значащаяся в упомянутом сведении сумма 936 руб. 44 коп. выдана члену совета Ижевской старообрядческой общины Никите Лазареву Тимофееву под расписку в книге». 3

21 марта 1909 года старообрядцы направили следующее прошение начальнику заводов.

«Государь Император по Всеподданнейшему  Докладу Министра внутренних дел Высочайше Соизволил в 30-й день Января 1909 года нашей общине старообрядцев, приемлющих Священство Белокриницкой Иерархии построить храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в ижевском заводе на углу Троицкой и Девятой улиц. Губернским Правлением план храма постройки утвержден 10-го марта 1909 года. Община нынешней весной приступает к постройке. Но средств к осуществлению храма не имеет.

По тому Совет вышеозначенной общины покорнейше просит Вас Ваше Превосходительство дать возможность разрешить еще обратиться к рабочим ижевских заводов с просьбой о добровольном пожертвовании. Председатель Совета И. Тюлькин». 4

В ответном письме начальник заводов сообщал, что «… я разрешаю совету общины обратиться к рабочим вверенных мне заводов с просьбою о добровольном пожертвовании на постройку в Ижевске старообрядческого храма, причем совет общины должен представить мне список лиц, которые будут просить рабочих о пожертвованиях. Для сбора же пожертвований должны быть выбраны в каждой мастерской сборщики, утвержденные мной, каковые лица и будут получать пожертвования из рук жертвователей, так как удержание жертвуемых денег по раздаточным спискам допущено быть не может». 5

21 августа 1909 года председатель совета общины И. Тюлькин представил начальнику завода «Список лиц, выбранных от мастерских рабочими для сбора пожертвований». 6

Вот перечень мастерских и работников, которым доверили собирать деньги на новый храм:

от ремонтной мастерской оружейного завода – Аркадий Сидоров;

от ствольно-коробочной – Владимир Рябов и Егор Фролов;

от приборной – Иван Локосов;

от поверочной – Николай Колчин;

от ложевой – Александр Щербаков;

от штыковой – Марк Зенков;

от магазинно-коробочной – Иван Зебзеев;

от замочной – Константин Ялунин и Иван Рябов;

от инструментальной – Василий Локосов и Иван Трифонов;

от кузнечной – Осип Лазарев;

от проволочной – Елисей Агапитов;

от чугунолитейной – Александр Стрелков;

от электрической – семен Мерзляков;

от мастерской очистки стали – Александр Никитин;

от молотовой – Владимир Биянов и Василий Ялунин;

от прокатной – Петр и Авраам Боталовы;

от ремонтной стальзавода – Авраам Матюшин;

от сталелитейной, кирпичной и тигельной – Дмитрий Шутов;

от ствольной – Григорий Андреев.

Фото И.А. Щербакова

 Вскоре были составлены списки, деньги собраны, и 17 мая 1909 года сотни старообрядцев прошли по центральной Троицкой (ныне Советская) улице от небольшого молельного дома на Куренной до места будущего строительства храма, где и произошла его закладка.

 

 Председателем строительного комитета был избран известный оружейник, старший мастер ствольной мастерской дед автора статьи Никита Лазаревич Тимофеев. Работал на заводе с 1879 года, за улучшение технологии винтовок был награжден в 1899 году серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте, спустя четыре года – второй серебряной медалью на Анненской ленте, а в 1907 году получил золотую медаль на Станиславской ленте. В течение нескольких лет он был председателем Совета старообрядческой общины.

 Строительство храма шло удивительно быстро. Уже через год на собранные старообрядцами деньги без крана и других средств механизации он был построен, и 6 июня 1910 г. был поднят крест.

 Среди старообрядцев, участвующих в строительстве первого храма, следует отметить Ивана Александровича Щербакова (1888-1980), работника инструментальной мастерской. Окончив Усольскую школу ремесленных учеников, он прошел путь от токаря до технолога. Занимался расчетами новых размеров калибров при переходе с дюймовой системы на метрическую. Ижевчане особенно должны быть благодарны ему за то, что, увлекаясь фотографией, он оставил нам прекрасные виды старого Ижевска и его окрестностей.

 

 После окончания гражданской войны широким фронтом началась борьба с религией. В 1925 году в стране был основан Союз воинственных безбожников, просуществовавший до 1947 года. Пик борьбы с религией достиг в 1930-е годы, когда начались аресты священников и массовый снос храмов. В селах даже школьников 6 – 8 классов заставляли проводить собрания с требованием прекращать колокольный звон, который якобы мешает им учиться. Затем снимали и отправляли на переплавку колокола и закрывали храм.

Эта волна борьбы с религией докатилась и до Ижевска. Поводы для сноса церквей партийные органы и местные власти находили самые разные. Например, решали строить дом или заводской корпус на месте расположения церкви, хотя в городе для этого можно было выбрать десятки мест. Так была снесена заречная Никольская церковь, на месте которой построили мартеновский цех. Или для строительства здания отводили участок земли с нарушением строительных норм рядом с церковью и на этом основании принимали решение о сносе церкви как мешающей строительству нового здания.

В 30-е годы в Ижевске начали сносить деревянные дома на центральных улицах и возводить многоэтажные кирпичные дома. Старообрядческая церковь стояла на центральной Советской улице, и она, возвышаясь колокольней над деревянными домами, раздражала партийную власть, как красная тряпка быка. Нашелся повод – построить вплотную к церкви жилой 56-ти квартирный дом.

7 марта1935 г. собралась комиссия в составе председателя Жилкоопа «Металлист» Батаногова, начальника стройконторы Янченко, главного инженера Удмуртстроя Короткова, техника Жилкоопа Дмитриева. Осмотрев площадку под строительство, комиссия составила акт и предложила снести церковь, поскольку она «…своим фасадом на Советскую улицу отстоит от торцовой стены 56-ти квартирного дома на расстоянии1 м, что является недопустимым, т.к. разрыв должен быть не менее 5-ти метров, а также потому, что по условиям производств работ на данной площадке, часть церковного участка должна быть отведена для организации проезда, без которого невозможно нормальной организации внутриучасткового транспорта.

Учитывая также, что торцовый фасад 56-ти квартирного дома выходит на восток, что вызывает необходимость дать освещение квартир, расположенных в торцовой части с выходящими окнами на север, с восточной стороны; в силу этого разрыв между 56-ти квартирным домом и церковью должен быть не менее высоты церкви.

На основании вышеизложенного комиссия считает невозможным дальнейшее функционирование церкви и обращает внимание Горсовета на необходимость закрытия и разборки церкви до начала строительства 56-ти квартирного дома». 7

27 марта Президиум Ижевского городского Совета на основании этого акта принял постановление8, которое было направлено в Центральный Исполнительный Комитет УАССР о сносе церкви. В постановлении, подписанном председателем Вотинцевым и секретарем Васильевым, предлагалось снести церковь «…в порядке закона об изъятии земельных участков для государственных или общественных надобностей (собр. зак. №24 – 1929 года)» 8

4 апреля Президиум ЦИК УАССР своим постановлением, подписанным председателем Ивановым и секретарем Трониным, утвердил решение Горсовета и постановил «…немедленно объявить об этом религиозной общине с разъяснением срока и порядка обжалование во ВЦИК». 9

Старообрядческая община направила жалобу в Москву и 27 апреля в Президиум ЦИК УАССР поступило письмо из комиссии по вопросам культа. В письме сообщалось следующее.

«В связи с обжалованием верующими Вашего решения о ликвидации старообрядческой церкви «Покрова» в гор. Ижевске, просьба срочно выслать в Комиссию весь материал для рассмотрения, предусмотренный ст.66 инструкции, а также сведения о расстоянии до ближайшего молитвенного здания того же течения.

До решения дела во ВЦИКе здание церкви сохраните в пользовании верующих». 10

Получив такое указание из Москвы, ЦИК УАССР 30 апреля предложил городскому Совету «…немедленно приостановить ликвидацию церкви впредь до окончательного рассмотрения жалобы религиозного общества ВЦИКом». 11

А в Москву снова ушло письмо, в котором ЦИК УАССР сообщал о том, что церквей в Ижевске и так достаточно и просил утвердить местное решение о сносе церкви:

«Ближайшим молитвенным зданием к подлежащей к закрытию-сносу старообрядческой церкви является Ильинская церковь на расстоянии около0,5 километра, занятая в настоящее время верующими Тихоновского течения и единоверцами и на таком же расстоянии имеется нагорная кладбищенская церковь, занятая обновленцами и в заречной части города имеется еще одна церковь на расстоянии3,5 километра, занятая верующими обновленцами.

Просим утвердить решение ЦИК УАССР о сносе старообрядческой церкви, а жалобу оставить без последствий.

Секретарь ИК УАССР Белослудцев, юристконсульт Иванов».12

Дополнительно в Москву было также послано письмо с пометкой «Спешное» с генеральным планом строительства дома, фотоснимками проекта и церкви.

Наступила осень 1935 г. К этому времени строительство жилого дома рядом с церковью уже подходило к концу, и 8 октября в Москву ушло письмо, в котором просили ускорить принятие решения о сносе церкви, так как «…прокладывается 4-й этаж этого дома», 13 послали его фотографию.

16 декабря послали новое письмо с просьбой «ускорить», а также закрыть церкви «…в с.Уйвай Тыловайского района, Старых Зятцах, в Ник. Романовске Нылгинского района». 14

Только 20 декабря из Москвы в ЦИК УАССР и прокуратуру поступило решение за подписью секретаря ВЦИК А. Киселева о закрытии старообрядческой церкви.

9 января1936 г. Президиум городского Совета постановил создать комиссию «…из представителей: Горсовета – Килина, Гороно – Токаева, Горкомхоза – Чемермазова, Горфо – Баталова и представителя от старообрядческой церкви, под председательством тов. Килина.

Предложить тов. Килину к работе по закрытию церкви приступить не позднее 10 января 1936 года и о всей проделанной работе с представлением актов о приемке доложить президиуму не позднее 14 января 1936 года.

Председатель Горсовета Богоявленский, Секретарь Стрелков». 15

Вот так в те годы можно было отвести под строительство участок земли с нарушением норм и правил, а потом снести любое рядом стоящее здание. Между прочем, ни одного окна, на восточной стороне дома никогда не было (см. фотографию).

Много пришлось пережить старообрядцам в 30-е годы – аресты, тюрьмы и расстрелы. В застенках ГУЛАГа погиб священник Кирилл Вдовин.

 Только в1946 г. внук священника Иоанна Шестакова пожертвовал для богослужений свой дом на Ястребовском переулке. Через 45 лет старообрядцы, после нескольких лет хождения по инстанциям, получили, наконец, земельный участок на ул. 10 лет Октября и освятили место строительства новой церкви. 16 мая1998 г., так же, как и первый каменный храм, ее освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Много труда в строительство церкви вложили протоиерей отец Дмитрий, первый председатель строительного Совета Алесей Михайлович Новиков, председатель церковного Совета Николай Иванович Порсев, бухгалтер церкви Клавдия Максимовна Бакалдина.

Автор выражает благодарность семье Щербаковых за предоставленные фотографии из семейного архива, выполненные Иваном Александровичем Щербаковым.

 

Ссылки

ЦГА УР, ф.4, д.3983, л.252.

ЦГА УР, ф.4, д.3983, л.255.

ЦГА УР, ф.4, д.4088, л.8.

ЦГА УР, ф.4, д.4088, л.17.

ЦГА УР, ф.4, д.4088, л.18.

ЦГА УР, ф.4, д.4088, л.27.

7-15 ЦГА УР, ф.Р-475, д.163.

 Подробнее с сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz