Сайт РПСЦ

Сайт КАЗАНСКО-ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ   

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2015 » Декабрь » 6 » Старообрядцы поповцы южной полосы Глазовского уезда во второй половине XIX века – начале ХХ века
00:05
Старообрядцы поповцы южной полосы Глазовского уезда во второй половине XIX века – начале ХХ века

Глазовский уезд относился к числу тех уездов в Вятской губернии, в котором проживало значительное количество старообрядцев разных толков, в том числе и поповцы. В начале XIX века в Глазовском уезде старообрядцы проживали в 30 приходах, число их достигало до 29 тысяч человек.  Моленных в Вятской губернии было более 25( разрешенные -2), в некоторых были даже певческие хоры, которые проходили  обучение в монастырях  у самарских староверов. [1] Положение изменилось с приходом к власти Николая I, который запретил переход священников из новообрядческой православной церкви в старообрядческую. Оставшись без священства. старообрядцы поповцы начинают искать своего епископа, что им и удается в 1846 году, когда к старообрядцам присоединился епископ Амвросий. В начале  50-х годов идет формирование и становление белокриницкой епархии в России. Мы рассмотрим этот процесс на примере южной  полосы Глазовского уезда, в приходах сел Курьи, Пореза, Валамаза, Ути, Святополье, в месте компактного проживания поповцев белокриницкой епархии. [2]

В 1858 году, через 5 лет после образования  Московской Старообрядческой архиепископии в 1853 г , на территории нашей местности появляется первый старообрядческий священник о. Маркелл Рябов. Отец  Маркелл служил в старообрядческой молельне в д. Наймушино. [3] Начальный период служения о. Маркелла выдался сложным. Вскоре после появления нового священника местные жители собираются для того, чтобы соборно определить, не ложна ли новая иерархия. Вероятно, поводом для этого послужили слухи о белокриницкой иерархии, распространяемые противниками старообрядчества с целью дискредитации нового священства. На одном из таких соборов новые вероучители были даже побиты, но белокриницкая иерархия всё же была принята. Ставятся свои священники в ряде других сел, в том числе в д. Тарасенки  служит отец Кузьма (Чернышев). Появляются тайные моленные в домах старообрядцев, чему власти всячески препятствуют: «дома раскольников подлежат постоянному осмотру, чтобы не открывались при них моленные, чтобы не было сходок и собраний.» [4]

Одним из первых испытаний новой иерархии становится появление в 1875 году  в южной полосе Глазовского уезда самовольно присвоившего себе сан Беловодского архиепископа Аркадия. Среди староверов издавна была распространен легенда о Беловодье, они надеялись, что есть скрытое царство, в котором христианство процветает в древнем благочестии ещё от проповеди апостола Фомы. Беловодский архиепископ Аркадий - Антон Савельевич Пильсудский, сын коллежского ассесора из Нижнего Новгорода.  Он через д. Аксеновскую и Кокманский завод отправился в д. Тарасенки, где убедил местного белокриницкий священник Кузьма Чернышев перейти в беловодскую иерархию. Однако старообрядцы решают выяснить, что из себя представляет новоявленный архиепископ и посылают своих делегатов в Пермь и Томск. Обман был раскрыт. В 1876 году Аркадия арестовывают. Сложившаяся ситуация привела к выходу из этого согласия Вятских староверов. Для самозванца Аркадия, основателя беловодской иерархии история в наших краях была лишь началом его деятельности. В дальнейшем он развил бурную деятельность в Пермкой, Уфимской, Самарской и Томской губерниях, пока не был окончательно арестован 1895 году.

Более продолжительным  и разрушительным становится следующее испытание. В 1863 году было составлено и подписано «Окружное послание», ставившее своей целью унификацию идеологии поповцев белокриницкого согласия. Однако, не всеми понятое однозначно, оно привело к расколу старообрядцев, хотя в том же 1863 году послание было отменено, но конфликт продолжался. Большинство верующих Белокриницкого согласия приняло «Окружное послание» (таких христиан стали называть «окружниками»), однако нашлись и отвергнувшие его («неокружники», или «противоокружники»).  «В 1870 году появился у нас в округе, верстах в 40 от Наймушина, в дер. Костоломах, Утинского прихода, новый поп Тимофей Тимофеевич Гребенкин; рекомендовавшим себя не приемлющим “Окружного послания». [ 5 №5. С. 216)] Данный факт свидетельствует о том, что раннее в близлежащей местности о неокружническом раздоре ничего известно не было.  13 ноября 1885 г. в д. Антоновской Глазовского уезда, непосредственно после московских соборов мая и октября 1885 г., закрепивших конфликт в д. Антоновской Глазовского уезда состоялся собор противников «Окружного послания». Собрались все священники «неокружники» поставленния епископа Иосифа с попечителями из близлежащих мест: Лукьян Неустроев, Семен Крысов, Александр Антипыч Мясников (Барабаны), Степан Чернышев и .] 5 №12. С. 594[ Самуил Наймушин. Это свидетельствует о прочности позиции неокружников в южной полосе Глазовского уезда. Однако сомнения на чьей стороне правда оставались, было решено отправиться местным священникам в Москву, среди них Самуил Наймушин, Стефан Чернышев, Александр Мясников, Лукоян Невоструев. В столице Степан Чернышев и Александр Мясников перешли на сторону окружников, но приехавший вместе с ними Лукьян Неустроев отказался принять посвящение у епископа Савватия.]5. №19. С. 942[ С переходом Самуила Наймушина к окружникам в 1887 г. соотношение между сторонниками и противниками окружного послания в Глазовском уезде изменилось.

В конце XIX века к неокружникам относятся, проживающий в д. Подгорной и содержащий там молельню Лукьян Неустроев, Киприян Шлыков,  Иван Чернышев (д. Тарасенки), Матвей Перескоков (д. Слеповская), Федор Фефилов (д. Заимки).  «Окружники»  - священник Степан Чернышев, проживающий в д. Тарасенской, ставленник Савватия.  Фирст Шукленцов, д. Костоломовской проживал отставной священник Тимофей Гребенкин. 1902 году упоминаются в Вятских епархиальных ведомостях  старообрядческие священники  без указания их принадлежности к окружникам или неокрудникам в д.  Пьяной степи – Фотий Моисеевич Пластинин, в д. Новосельской – Кондрат Саввинович Феофилактов, в д. Юдинской – Климент Иванович Пряжеников. [6] В некоторых деревнях, к примеру д. Тарасенской, было два священника, один из «окружников», другой из «неокружников».

Примирение значительной части неокружников с Московской архиепископией состоялось в 1906 году. За годы Советской власти та часть неокружнической иерархии, которая оставалась в расколе с Московской архиепископией, была физически истреблена. Петр, последний епископ неокружников, умер в 1951 году. Немногочисленные неокружники частью перешли под окормление русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), частью приняли единоверческое священство, лишь единичные старики продолжают пребывать в беспоповском состоянии.

Наряду с внутренними конфликтами, разгоревшимися среди старообрядцев-поповцев, не меньшее давление оказывалось и со стороны господствуюшей православной церкви, а часто внутренний конфликт ещё и подогревался и разжигался ею.

Старообрядческие моленные, построенные без разрешения властей, разрушались, священники подвергались гонениям. К примеру, «на одворице  Стефана Чернышова в 1888 году стояла моленная, приспособленная к полному богослужению», [7]  в 1891 году моленную сломали, а о. Стефана посадили в тюрьму на 2 месяца. В миссионерских отчетах читаем, в 1889 году сломаны 3 моленные, в 1991 -2 моленные. Остается одна моленная в д. Подгорновской Святопольского прихода. [8]

Сложности были с похоронами, разрешенных кладбищ было недостаточно, часто приходилось возить покойников за 30 километров. Покойников приходилось сначала вести к волостному правлению и там оформлять документы, а потом хоронить. Потому то и смеялись над старообрядцами «Кержака отпевает писарь да голова». [9] В этот период разрешенные правительством кладбища находятся в селах Наймушино, Сардыку, Селеге, Валамазе, Святополье, Мартелове и Курье.

Во второй трети XIX века при Александре III, был сформирован целый штат миссионеров, призванных вести идеологическую борьбу со старообрядчеством. Основным методом борьбы становятся массовые и частные беседы, выпуск книг и брошюр противораскольничьего характера.  На миссионерские собеседования собиралось всё население. В ВЭВ неоднократно указывалось, что тарасенский священник о. Стефан уклоняется от собеседований с миссионерами, а о. Иоанн говорил: «Не люблю я эти тренькенья-то, да и другим не велю» [10].  Одной из причин уклонения от собеседований старообрядческих священников  являлась не достаточная начитанность и умение вести подобного рода полемики со специально подготовленными миссионерами. Все старообрядческие священники были из крестьян, хотя и грамотные, но не готовые вести полемические беседы. Однако в начале 20 века у старообрядцев южной полосы Глазовского уезда появляются свои начетники, например  Онисим Пермяков, начетник курьинского прихода, содержал в своем доме школу и учил ребят чтению и письму [11], начетник Савва Ожмеговии и Самуил Чернышкев в д. Ботанинской[12]   В д. Курьинской открыта школа  у Порфирия Ивановича Фефилова, в которой учит детей дочь Стефонида.  Все они поддерживали тесные связи со старообрядческими начетниками, которые в 1906 году создали «Союз старообрядческих начетников».

Послабление в борьбе со старообрядчеством наступило после  манифеста «Об укреплении начал веротерпимости», объявленном 17 апр. 1905 г.. В нем  говорилось, что «отпадение от православной веры в другое христианское вероисповедание или вероучение не подлежит преследованию», духовные лица старообрядцев (и сектантов) подлежали «исключению из мещан или сельских обывателей и освобождению от призыва на действительную военную службу». Однако старообрядческие священнослужители не получили прав и привилегий, даже тех, которыми обладало духовенство «иностранных» христианских исповеданий. В 12-м пункте манифеста предписывалось «распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез комитет министров до Высочайшего рассмотрения, так и по определениям судебных мест». Старообрядцы называют это время «золотым веком» старообрядчества. Кроме распечатанных и стоящих под запретом молитвенных домов активно начинают строиться новые церкви. Построены новые церкви в д. Князевской, д. Каркалае [13]  (священник о. Климент ) [14], д. Заимской (о. Потап Фефилов), д. Котляковской, д. Антоновской, д.Большое Палкино, с.Мартелове, с Наймушино, д. Князевской, д. Тарасенки и др. Церкви строились деревянными, но достаточно просторными. Рядом на 4-х столбах была звонница. После великой Октябрьской революции все они были закрыты в 30-х годах ХХ века, и отданы под школы, детские ясли или клубы. В конце 20-х начале 30-х годов практически все священники были репрессированы. После войны  приезжал после ссылки о. Иоанн (Волокжанин ), [15] крестил детей в курьинской стороне. До конца 70-х годов тайно принимал на дому священник о. Петр (Колотов) в д. Антоновцы [16].

На сегодняшний день не осталось не только священников, но и деревень. Потомки староверов живут сегодня в городах Глазове, Кирове, Ижевске.

 

ИСТОЧНИКИ:

1. ВЭВ, 1902,Неофициальный отдел, с.432

2. ВЭВ, 1891, с.525

3. Бронников Н.И. Автобиография С.А. Наймушина «Моя жизнь в расколе» как источник по истории старообрядчества Вятской губернии второй половины XIX века // Вестник Удмуртского университета. Вып. 3. История и филология. 2012. С.92-98

4. ВЭВ,1870,Отдел духовной литературы. С.324.

5. Наймушин С.А. Моя жизнь в расколе // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1897. №5, 6, 8, 10, 12, 18, 19, 20. 18.                                           №5. С. 216

6. ВЭВ, 1902, Неофициальный отдел, с.366.

7.  ВЭВ, 1888г, с.292-293

8. ВЭВ, 1991, 529

9.  ВЭВ, 1901, №3, Официальный отдел, с.276

10. ВЭВ, 1902,Неофициальный отдел, с.366.

11. ВЭВ, 1901,№13 Официальный отдел с.1027

12. ВЭВ, 1902, Неофициальный отдел, с.366.

13. ВЭВ, 1902, Неофициальный отдел, с.366.13 ВЭВ,1901, №3, Официальный отдел, с.206

14. ЦГА УР , ф.31, оп1, д.2 Отчет об Осипинской Братской школе

15. По воспоминаниям Чернышова Антона Матвеевича, 1919 г.р. д. Тарасенки

16. По воспоминаниям Саламатовой (Мясникова) Ксении Ивановны, 1906 г.р. д. Барабаны

 

Просмотров: 966 | Добавил: Schudon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz