Из статьи «Раскаяние и самоограничение
как категории национальной жизни» (1973 г.)
В дальнем прошлом (до XVII века) Россия так богата была движениями раскаяния, что оно выступало среди ведущих русских национальных черт. В духе допетровской Руси бывали толчки раскаяния — вернее, религиозного покаяния, массового: когда оно начиналось во многих отдельных грудях и сливалось в поток. Вероятно, это и есть высший, истинный путь раскаяния всенародного. Ключевский, исследуя хозяйственные документы древней России, находит много примеров, как русские люди, ведомые раскаянием, прощали долги, кабалу, отпускали на волю холопов, и тем значительно смягчался юридически-жестокий быт. Широкими жертвами завещателей снижался смысл материального накопления.
... Читать дальше »
"В № 128 А.Н. произносит всеобъемлющее суждение о старообрядчестве, основываясь на том, что М. Меньшиков назвал его, видите ли, "мизонеизмом" - боязнью перед новизной. Меньшикову - и карты в руки: сам он настолько был свободен от этой боязни, что руководимое им "Новое Время" в февральскую революцию в один день совершило полный поворот всех принципов, предало все, что защищало десятилетиями, и усвоило настолько холуйский тон к совершившемуся, что даже враги из левого лагеря призывали его держаться достойней. (И наоборот, в угаре того марта одни только московские старообрядцы имели смелость - тогда это была уже смелость - высказаться за парламентскую монархию.) Оракулов все же надо выбирать осмотрительно.
Меня изумляет, как наши современники, испытав на себе советский ад, могут оставаться так бесчувственны и безжалостны к старообрядцам. Как они могут психологически не войти в это положение
... Читать дальше »
Глазовский уезд относился к числу тех уездов в Вятской губернии, в котором проживало значительное количество старообрядцев разных толков, в том числе и поповцы. В начале XIX века в Глазовском уезде старообрядцы проживали в 30 приходах, число их достигало до 29 тысяч человек. Моленных в Вятской губернии было более 25( разрешенные -2), в некоторых были даже певческие хоры, которые проходили обучение в монастырях у самарских староверов. [1] Положение изменилось с приходом к власти Николая I, который запретил переход священников из новообрядческой православной церкви в старообрядческую. Оставшись без священства. старообрядцы поповцы начинают искать своего епископа, что им и удается в 1846 году, когда к старообрядцам присоединился епископ Амвросий. В начале 50-х годов идет формирование и становление белокриницкой епархии в России. Мы рассмотрим этот процесс на примере южной полосы Глазовского уезда, в приходах сел Курьи, Пореза,
... Читать дальше »
Церковные реформы, проведенные в ХVII в. и неуклонные преследования за религиозное инакомыслие привели к тому, что в конце XVII - первой половине XVIIIвв. староверы центральной России уходили в глухие, малодоступные места, в том числе по рекам Вятке, Каме и их притокам. Основу же старообрядчества в Вятском крае составила та часть местного православного населения, которое, пользуясь труднодоступностью своих поселений, не приняло церковных реформ, отошло от церковной жизни и превратилось в результате в старообрядцев.
Центрами поповства в Глазовском уезде были волости: Афанасьевская, Леденцовская, Васильевская,
... Читать дальше »